Преимущества и недостатки газового топлива
На отечественном рынке имеется масса предложений оборудования, предназначенного под основные виды природного топлива. Этих видов – два. Первый – это пропан или бутан, а второй – метан.
Пропан и бутан продаются на заправках в жидком виде. Их цена выше, чем у метана, который реализуется в виде газа. А чтобы иметь возможность заправлять свой автомобиль этим топливом, у нас нет необходимости в конструктивной переделке двигателя. Достаточно просто установить дополнительное оборудование. Однако многие из нас довольно серьезно задумываются о целесообразности такого шага, прежде чем их станет интересовать установка ГБО. Мы же попробуем перечислить все достоинства и недостатки установки газобалонного оборудования на автомобили.
Итак, начнем с преимуществ.
Первое и главное преимущество – это более низкая стоимость самого топлива. В настоящее время цена стандартного бензинового и дизельного топлива составляет в среднем 30 с лишним рублей. Пропан же стоит около 16 рублей, а метан меньше примерно рубля на три. То есть разница в цене составляет примерно 100% в пользу газов. Конечно, стоимость установки оборудования может существенно ударить по кошелькам. Ведь расценки находятся в диапазоне от 15 до 50 тысяч рублей. Такой ценовой разбег напрямую зависит от производителя. Но эта затрата окупается за 15 тысяч километров пробега. А также можно существенно сэкономить на обслуживании двигателя.
Вторым плюсом является более продолжительный срок эксплуатации двигателя. Более высокое октановое число позволяет газу дольше гореть. А длительное сгорание приводит к полному отсутствию детонации, а также к уменьшению нагрузок на движок. Газ и воздух здесь смешиваются максимально равномерно, а пленка с цилиндров не смывается вовсе. Масло также не загрязняется, увеличивая параллельно ресурс мотора.
Третье преимущество – это чистота с точки зрения экологии. Природное топливо почти не загрязняет окружающую среду, в отличие от другого вида топлива. Количество вредных веществ в газах минимально, как и выбросы в атмосферу твердых частиц.
Высокая мобильность оборудования позволяет после установки пользоваться прежними видами топлива. Такое использование дает возможность увеличить максимальный пробег почти на 100%. Газовое топливо дает возможность не заправляться плохим бензином в длительных поездках.
Пожарная безопасность – это одно из главных достоинств природного топлива, несмотря на распространенный миф, что баллоны могут взорваться. Конечно, взрыв возможен, но происходит это крайне редко. Чтобы исключить такую возможность вообще, устанавливайте только лучшее оборудование от ведущих производителей. А периодическое техническое обслуживание клапанов безопасности не оставит место страхам и беспокойству. Сами баллоны располагаются таким образом, что они не будут деформироваться при аварии. Не так давно один из немецких автоклубов проводил подробные испытания газобалонного оборудования. Были сымитированы авария и поджог автомобиля. Однако техника оказалась на высоте. Благодаря добавлению различных веществ, существует возможность заранее обнаружить утечку.
Какие же недостатки есть у природного топлива?
Самым большим недостатком является крайне небольшое количество АГЗС и станций технического обслуживания. Основной причиной этого стали слишком высокие требования безопасности самих АГЗС, а также довольно большие сложности с транспортировкой газа и с его хранения. Сам процесс заправки проходит довольно медленно. Особенно, это касается метана. Перед каждой заправкой необходимо неоднократно и тщательно проверять надежность креплений. Также довольно сложно найти подходящую станцию с подходящим мастером для установки оборудования.
Вторым недостатком является заметное снижение показателей динамики и мощности авто. Снижение происходит на 10-20%, в зависимости от типа оборудования и его производителя. Также довольно ощутимо увеличение времени разгона и сокращение максимальной скорости.
Еще один недостаток – невозможность использовать оборудование при низких температурах. Уже при -10 градусах по Цельсию топливо перестает попадать в систему вовсе, поскольку происходит постепенное его сжижение. Пусковые характеристики также снижаются, поскольку газ обладает высокой температурой воспламенения. А высокая температура, наоборот, может привести к разгерметизации.
Четвертый по счету минус – это увеличение массы автомобиля. Кроме того, в багажнике, куда устанавливается оборудование, становится тесно. Средний вес оборудования для использования природного топлива составляет 60 килограмм. Установка за сиденьями полностью исключает возможность перевозить длинные грузы.
И последнее – это пресловутая опасность утечки. Если появилось хоть небольшое ощущение, что запахло газом, необходимо сразу проверить каждый элемент на герметичность. А еще надо постоянно контролировать крепления оборудования в багажнике.
Если вы решились устанавливать газобалонное оборудования, то ни в коем случае не забывайте про главные правила. Их всего три. Первое – это никогда не заправлять автомобиль бытовым газом. Второе – постоянный мониторинг давления внутри оборудования. Третье – тщательное соблюдение всех советов и рекомендаций.